Социально-экономическое развитие России в 1990-е г. и в начале ХХ1в.

В целом можно выделить 2 основных этапа:

1-ый этап: янв. 1992- авг.1998г.г.- характеризуется попытками проведения радикальных реформ с целью вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса (при этом скрытая цель - раздел бывшей государственной собственности); углублением кризиса, падением уровня жизни большинства населения; общей экономической нестабильностью из-за очень высоких темпов инфляции, завершившейся государственным банкротством (дефолтом) 1998г.

Ключевые даты:

Январь 1992г.- начало проведения правительством Е.Т.Гайдара радикальных экономических реформ методами «шоковой терапии».

Следует выделить 2 основных мероприятия:

а) либерализация цен, т е. фактически полная ликвидация государственного контроля над ценами на товары, которые должны были теперь устанавливаться свободно при помощи рыночного саморегулирования.

Итог: за год цены выросли в несколько десятков раз при гораздо меньших темпах роста зарплаты, что привело к решению главной задачи - насыщению рынка товарами; тотальный товарный дефицит был ликвидирован, но путем не увеличения производства товаров, а благодаря падению покупательской способности населения. К тому же денежные сбережения населения в Сбербанке из-за высокой инфляции были обесценены, тем самым большая часть населения была отстранена от участия в приватизации гос. собственности из-за отсутствия свободных капиталов.

б) приватизация государственной собственности. По плану Е.Гайдара и А.Чубайса (председателя Госкомимущества) приватизация гос.собственности должна была проводиться в целях повышения рентабельности экономики, ликвидации убыточных предприятий, увеличения и улучшения качества выпускаемых товаров за счет конкуренции.

Можно выделить 2 этапа приватизации:

а) 1-ый этап 1992-93г.г. - «ваучерная» приватизаия, т.е. приватизация осуществлялась за приватизационные чеки ( ваучеры), которые получал каждый гражданин РФ на сумму в 10 000 рублей. Однако из-за гиперинфляции ваучеры мгновенно обесценились, что лишило подавляющую часть населения возможности реально участвовать в приватизации гос.имущества.

б) 2-ой этап- 1994-96г.г. – « денежная» приватизация, т.е. выкуп гос. собственности за деньги.

Итог: к 1996г. более половины бывших гос.предприятий перешли в частную собственность. Однако в целом приватизация была проведена в интересах узкого круга лиц, связанных как правило с бывшей партноменклатурой и теневыми криминальными структурами; сопровождалась многочисленными злоупотреблениями и общей криминализацией экономики (финансовые аферы, массовое сокрытие доходов, рэкет, заказные убийства).

Дек.1992 -1998г.г .- правительство В.С.Черномырдина, сохранив стратегический курс на создание рыночной экономики, отказалось от жесткой кредитно-денежной политики Гайдара ( она могла привести к полному развалу военно-промышленного комплекса, наукоемких отраслей, образования и здравоохранения). Как следствие – гиперинфляция, финансово-валютные кризисы и дефолт 17 августа 1998г. (отказ государства платить по гос. краткосрочным обязательствам, т.е. финансовое банкротство; и отмена « валютного коридора», что привело к падению курса рубля в несколько раз).



Общие итоги 1-ого этапа:

-положительные: был осуществлен переход к более эффективной рыночной экономике, ликвидирован товарный дефицит;

-отрицательные: резкое падение объемов производства ( в 2,5 раза по сравнению с 1990г); массовое закрытие предприятий и увеличение в несколько раз количества безработных; криминализация экономики и общества; снижение уровня жизни большинства населения; резкое имущественное расслоение общества, что делает его нестабильным и увеличивает вероятность социальных конфликтов; гиперинфляция и финансовое банкротство (дефолт) государства в августе 1998г.; увеличение внешнего долга с 50 до 140 млрд. долларов в 1999г.

2-ой этап социально-экономического развития: с сент.1998г. по настоящее время.

Характеризуется постепенной стабилизацией экономического положения в стране. В 1998-1999г.г. правительствами Примакова и Степашина был взят курс на постепенный отказ от иностранных кредитов; усиление государственного регулирования экономики; привлечение инвестиций в производственный сектор экономики, наведение элементарного порядка в сфере предпринимательства и валютно-кредитных отношений. С этой целью был усилен государственный контроль за расходованием Бюджетных средств, принят Бюджетный Кодекс (1998г), началась разработка Налогового Кодекса.

Особенно этот курс усилился с приходом к власти президента В.В.Путина. В 2000-2002г.г. приняты новый Трудовой и Земельный Кодексы (последний разрешил свободную куплю-продажу земли с некоторыми ограничениями), завершена разработка Налогового Кодекса в сочетании с проведением налоговой реформы, направленной на увеличение поступлений налогов в бюджет и усиление стимулирующей функции налогов ( например, была установлена единая ставка с подоходного налога с физических лиц в размере 13% независимо от дохода). В 2001 и 2002г.г. впервые принимаются бездефицитные бюджеты, начинается выплата внешнего долга (до этого выплачивались только проценты по кредитам), приостановлен спад производства.



Помимо этих достижений остаются и пока еще нерешенные проблемы, главныеиз которых: низкий уровень жизни большинства населения; продолжающееся имущественное и социальное расслоение общества; несформированность среднего класса (по подсчетам экспертов его численность в целом по стране пока не превышает 10-15% населения); неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности ( развиваются в основном только сырьевые отрасли и по производству оружия); явно недостаточный уровень социальной защиты населения; по-прежнему высокий уровень преступности, особенно экономической; а также коррумпированность гос.аппарата.


5117301812533324.html
5117370489630216.html
    PR.RU™