Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей

Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.

Представление- наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Природа, в широком смысле, - объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир. В узком смысле, природа - совокупность естественных условий существования и развития человека и общества (географическая среда).

Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано действием причины.

Проблема– вопрос, с которым исследователь обращается к изучаемому объекту. Это задача, которая не может быть решена известными способами.

Прогнозирование (гр. prognosis - предвидение, предсказание) выработка обоснованного предположения о будущем состоянии исследуемого объекта.

Рационализм - главную роль в познании отводит отводит разуму.

Религия- тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире.

Сенсуализм - главную роль в познании отводит чувствам.

Синергетика (греч. synergètikós - совместный, согласованно действующий) изучает упорядоченность связей между элементами (подсистемами), формируемыми в открытой системе в ходе ее взаимодействия с окружающей средой. Синергетический подход рассматривает объекты как самоорганизующиеся, эволюционирующие системы.

Синтез -обьединение в единое целое расчлененных анализом, элементов, с целью изучения внутренних связей и закономерностей исследуемого объекта.

Система –совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

Cистемный подход представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы.

Содержание и форма. Содержание - совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - структура содержания, внутренне присущая ему.

Сознание - специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах; определенное отношение человека (общества) к миру, осознание бытия.



Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей и рассмотрение их в качестве существенных, определяющих.

Социальный прогресс - непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются качественно новые, более высокие рубежи и уровни его состояния.

Структура -взаиморасположение, связь элементов целого.

Суждение - утверждает или отрицает что-либо об объекте («мы инженеры», «рынку нет альтернативы» «атом неисчерпаем»)

Cущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. Явление - более изменчивая, подвижная, внешняя сторона предметов, это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сциентизм - исходит из того, что научные знания, под которыми понимают только естественно-научные знания, являются наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире. Он считает науку и технику абсолютным и безусловным благом. Всю ответственность за негативные последствия научно-технического развития сциентизм возлагает на некие внешние силы, а ответственность ученых сводится к правильному исполнению ими профессиональной деятельности.

Теория - это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта.

Умозаключение -оперирование суждениями с целью получения нового знания без обращения к показаниям органов чувств.

Факт – это явление материального или духовного мира (сознания) ставшее достоянием познания.

Фатализм считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.



Философия - учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.

Формализация– метод исследования, при котором, происходит некоторое отвлечение от конкретного содержание объекта и рассмотрение его со стороны формы, но такое рассмотрение, которое, в конечном счете, приводит к выявлению и уточнению содержания.

Ценность – специфическое отношение между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с имеющимися у субъекта ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации– это политические, философские, мировоззренческие, нравственные и т.п. установки и убеждения субъекта.

Цивилизация - определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию социальной жизни.

Часть и элемент.Часть - относительно самостоятельный элемент целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Человек- понятие, характеризующее живое существо (homo sapiеns), проявляющее ту или иную степень разумности.

Эклектика - беспринципное, механическое объединение в единое целое несовместимых между собой идей, связей и отношений.

Эксперимент – прием исследования, при котором объект искусственно воспроизводится или ставится в точно учитываемые условия, необходимые для выяснения соответствующих свойств.

Эмпирический и теоретический уровни познания.Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах, На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории.

Эстетическое сознание –система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1983, Т.1.

Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1972, Т.2

Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Белл Д. Социальные границы информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста // Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

Винниченко В. Відродження нації. – К., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. Ч.1. Логико-философский трактат. – М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан //Избр. произв.: В 2-х т. – М., 1964. – Т.2.

Гейзинга Й. Homo Ludens. – К.., 1994.

Гельвецкий К. О человеке // Соч.: В 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: - М., 1969. – Т.4.

Гадамер Г.Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1.

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. В 2-х т. – М., 1989. – Т.1.

Джемс В. Прагматизм. – К., 1995.

Драгоманов м.п. Літературно-публіцистичні праці. – К., 1970.

Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

Зиммель Г. Философия культуры в 2-х т. – М., 1996.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т. – М., 1966. – Т.3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. – Ч.1.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. – 1983.- Т.1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1969. – Т.1.

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркс К. Економічно-філософські рукописи 1844 року. Твори. – Т. 20.

Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1990.

Ніцше Ф. Так казав Заратустра. – К., 1993.

Ортега де Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

Парсонс Г. Человек в современном мире. – М., 1985.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: В 2-х т. – М., 1992.

Платон. Государство. Т.3. – М., 1981.

Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии.– М.,1970.Т.2.

Спиноза Б. Этика // Избр.произв. в 2-х т. – М., 1984. – Т.2.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Сковорода Г.С. Сад божественных песен. – К., 1973.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр.соч. – М., 1988. Т.1.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. – К., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр.филос.произв. – М., 1955. – Т.2.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франко І.Я. Мислі про еволюцію в історії людськості.// Твори. – М., 1956. – Т.19.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1991.

Шевченко Т.Г. Щоденник. – К., 1991.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т.1.

Енгельс Ф. Діалектика природи.Твори. - Т.20

Юркевич П. З науки про людський дух // Вибране. – К., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Литература

К спецкурсу

Багацький В.В. Культурологія: Історія і теорія світової культури ХХ століття. – К., 2007.

Бачинин В.А. Культурология: Энциклопедический словарь. – СПб., 2005.

Борисова З.О. Основи релігієзнавства. – К, 2006.

Вознюк Н.М. Етика. – К., 2008.

Гетманова А.Д. Логика. – М., 2005.

Гирц К. Интерпретация культуры. – М., 2004.

Гусейнов А.А., Дубко Е.А. Этика. – М., 1999.

Зайцев Д.В. Теорія и практика аргументации. – М., 2007.

Ерышев А.А Религиоведение– К., 2001.

Естетика / За ред. Л.Т. Левчук. – К., 2006.

Естетика / ред. В.О.Лозового. - : Юрынком Интер, 2003.

Етика / За ред. В.О.Лозового. – К., 2002.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство. – К., 2005.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2006.

Ковбасенко Ю. І. Модернізм: Визначення. Теорія. Практика. – К., 1999.

Конверський А.Є. Логіка (традиційна та сучасна) – К., 2004.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика, Эстетика, - Р- н/Д.. 1999.

Культура України. – Х.: ХДАК, Випуск Мистецтвознавство. Філософія. – 2004.

Культурологія. (За ред.. В.М.Пічі) – Львів, 2008.

Маслов Н.А. Логика. – Ростов н/Д, 2007.

Мовчан В.С. Історія і теорія етики. – Дрогобич, 2003.

Некрасов А.И. Этика. – Харьков, 2003.

Основы религиоведения:. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998.

Павлов В.І. Логіка у запитаннях, відповідях і аргументаціях. – К., 2008.

Подольская Е.А. Кредитно-модульній курс культурологи. – К, 2007.

Повторєва С.М. Логіка. - Львів, 2008.

Попович М. В. Нарис історії культури України. – К., 2001.

Релігієзнавство / За ред. М.М. Заковича - К., 2000.

Савельєв В.П. Етика. – Львів, 2008.

Смольков О.А., Дещенський Ю.Л. Релігієзнавство. – Львів, 2008.

Хоменко І.В. Логіка. – К., 2007.

Чорненький Я.Я. Культурологія. – К., 2007.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

Учебники, учебные пособия и словари:

Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

Буслинський В.А. Історія філософії. - Львів, 2007.

Введение в философию. К., 2008.

Волинка Г.І. та ін. Історія філософії в зв’язку з освітою. - К., 2006.

Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 2006.

Губар О.М. Філософія: інтерактивний курс лекцій. - К., 2007.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М., 2009.

Зарудний Є.О. Філософія. - К., 2007.

Історія філософії. - К., 2004.

Історія філософії України. - К., 1994.

История философии. - М., 1999.

Кислюк К.В. Философия (модульный курс). - Харьков, 2009.

Кремень В.Г., Ільїн В.В. Філософія. - К., 2007.

Никитин Л.Н. Природа и общество. - Д., 2009.

Основи філософії. - Донецьк, 2009.

Петрушенко В.Л. Основи філософських знань. - Львів, 2008.

Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії. - К., 2006.

Смольков О.А., Дещинский Ю.В. Философия. - Львов, 2008.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 2006.

Таран В.О., Зотов В.М., Рєзанова Н.О. Соціальна філософія. - К., 2009.

Філософія. - К., 2009.

Філософія. - Хрестоматія, - К., 2009.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

Философия в вопросах и ответах. - М., 2008.

Философский энциклопедический словарь. - М., 2009.

Примечание. В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет:

“Вопросыфилософии”; “Філософська думка”; “Вестник Московского университета”, серия “Философия”; “Общественно-политический журнал” и др.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль І. Историко-философское введение Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе . . . . . . . . . . Тема 2. Основные исторические типы философии. . . . . . . . . . . . . . . Тема 3. Философская мысль в Украине в XI – XXI вв. . . . . . . . . . . . Тема 4. Основные философские концепции современности. . . . . . . Практическая часть. Модуль I.Историко-философское введение Контрольная часть: Модуль I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль І. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть. Ответы на тесты Модуля І. . . . . .. . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль II. Общетеоретическая философия Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя . . . . . . . . . . Тема 6. Философское понимание сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 7. Общественное сознание и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 8.Познание и его основные формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 9. Научное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . Тема10. Диалектика, ее законы и категории . . . . . . .. . . . . . . . . . . . Практическая часть. Модуль II. Общетеоретическая философия Контрольная часть: Модуль II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть: Ответы на тесты модуляIІ. . . . . . . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль III. Социальная философия Тема 11. Природа как предмет философского исследования . . . . . . . Тема 12. Общество. Основы философского анализа . . . . . . . . . . . . . . Тема 13. Общество как развивающаяся система . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 14. Бытие человека как проблема философии . . . . . . . . . . . . . . Тема 15. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 16. Культура и цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 17. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Практическая часть. Модуль ІII. Социальная философия Контрольная часть: Модуль ІII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль ІII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть. Ответы на тесты модуляІIІ. . . . . . . . . . . . . . . . СПЕЦКУРС: Модуль ІV. Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества Раздел І. Нравственное сознание Тема 18. Предмет этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 19. Основные этические учения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 20. Категории этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел ІІ. Эстетическое отношение к действительности Тема 21.Эстетика как наука и ее категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 22. История эстетической мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел ІІІ. Философия мышления Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения. . . . . . . . . Тема 25. Сложные формы мышления: суждения и умозаключения. . Тема 26. Логика дискурса. Доказательство и опровержение . . . . . . . Раздел ІV. Религиоведение Тема 27.Религия как форма мировоззрения, ее предмет и функции. . Тема 28. Религиозно-философские системы: национальные и мировые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 29. Свобода совести и толерантность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел V. Философия человеческой культуры Тема 30. Культурология как наука и ее категории. . . . . . . . . . . . . . . . Тема 31. Сущность культуры и ее генезис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 32. Феномен и тенденции развития культуры Украины. . . . . . Словарьосновных терминов курса . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Навчальне видання

Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф. (теми 4, 30-32); Андрієнко О.В., к.ф.н., ст. викл. (теми 4, 30-32); Андрієнко Л.К., ст. викл. (тема 13, 17); Гребєньков Г.В., д.ф.н., проф. (тема 15); Давиденко Е.М., ст. викл. (тема 15); Додонов Р.О., д.ф.н., проф. (теми 10, 14); Ємельянова А.В., к.ф.н., доц. (тема 3, 18-20); Зуєв К.О., к.ф.н., ст. викл. (теми 13, 27, 28); Ізваріна О.М., к.м.н., доц. (теми 21-23); Камаралі А.В., к.ф.н., доц. (теми 24-26); Коротіч Г.В., к.ф.н., доц. (тема 14); Крюкова О.В. к.п.н., доц. (тема 6, 7); Кудерко О.І., асист. (тема 17); Кузьміна Ж.Ю., асист. (теми 11, 12); Муза Д.Е., к.ф.н., доц. (теми 8, 9); Неручек Г.А., асист. (теми 13, 27, 28); Никифорова Л.А., к.ф.н., доц. (тема 1); Пасько З.А., к.ф.н., доц. (теми 16, 27, 28); Разетдінов В.М., ст. викл. (теми 1, 2, 5, 24-26); Сухіна І.Г., к.ф.н., доц. (теми 16, 23, 30, 31); Халілова-Чуваєва Ю.О., к. політол, доц. (тема 29).

ОСНОВИ ФІЛОСОФІІ

Підручник

(російською мовою)

Технічний редактор О.І. Шелудько

Зведений план 2009 р., поз. № ___

Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­__________2010 р. Формат 60 84/16. Папір овсетний. Гарнітура Times New Roman. Друк – ризографія. Ум. др. арк.

Обл. – вид. арк. Тираж ____ прим. Зам. №

__________________________________________________________________

Донецький національний університет економіки і торгівлі

імені Михайла Туган-Барановського

83050, м. Донецьк, вул. Щорса, 31

Редакційно-видавничий відділ ННІІ

83023, м. Донецьк, вул. Харитонова, 10. тел.: (0622) 97-60-50

Свідоцтво про внесення до Державного реєстру видавців, виготівників і розповсюджувачів видавничої продукції ДК № 3470 від 28.04.2009 р.


5057293062413362.html
5057323161778815.html
    PR.RU™