Роль судебных органов и прокуратуры

Определенные функции в системе "центр — регионы" имеют и судебные органы федерального уровня.

В соответствии со ст. 126 российской Конституции, "Верховный Суд Рос­сийской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголов­ным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осу­ществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

В российской практике Верховный суд, так же как и региональные суды об­щей юрисдикции, нередко принимали решения, посвященные оценке законности тех или иных решений региональных органов власти. Кроме того, они оказывали немалое фактическое влияние на региональный политический процесс, принимая решения о снятии тех или иных кандидатов (избирательных объединений, блоков, партий) с выборов или об их восстановлении в списках, рассматривая уголовные дела в отношении представителей региональной элиты и т.п.

По некоторым важнейшим аспектам региональной политики Верховный суд вступил в фактическую конкуренцию с Конституционным судом, принимая реше­ния, касающиеся регионального законодательства. Суды общей юрисдикции ис­пользовались для этого достаточно часто, тем более, что рассмотрение вопросов там проходит гораздо быстрее, чем в Конституционном суде. Однако в начале XXI в. Конституционный суд установил свои исключительные права в такой важной сфере, как оценка соответствия региональных законов конституции, приняв соответствую­щее решение. В то же время оценка соответствия региональных нормативных актов федеральным законам может проводиться и судами общей юрисдикции (в системе которых Верховный суд Российской Федерации является высшей судебной ин­станцией).

Некоторые функции в системе "центр — регионы" выполняет и прокуратура Российской Федерации. Немаловажно, что сама по себе она является централизо­ванной структурой. Органы прокурорского надзора могут быть задействованы при рассмотрении вопросов о соответствии регионального законодательства федераль­ному: прокурор вправе заявить протест по поводу несоответствия, который должен быть рассмотрен соответствующим судом общей юрисдикции. Также прокурорские органы использовались в российской практике при предъявлении обвинений пред­ставителям региональной элиты, включая руководителей субъектов федерации. В це­лом органы прокуратуры в соответствии со своими надзорными полномочиями не­редко выступают инициаторами судебных процедур, оказывающих влияние на раз-

¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы "

витие отношений между центром и регионами или региональных политических про­цессов.

Наконец, в разрешении экономических споров важнейшую роль играет Выс­ший арбитражный суд и вся система арбитражных судов. Они могут принимать ре­шения, касающиеся таких споров как между федеральными и региональными вла­стями, так и в отношениях между отдельными регионами. Участие арбитражных судов в региональной политике обусловлено тем, что органы власти одновременно являются хозяйствующими субъектами.

6.2.6


4802165584454277.html
4802176401645804.html
    PR.RU™