Требования к промежуточной аттестации по дисциплине. Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований» является зачет в 4 семестре.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований» является зачет в 4 семестре.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Предмет и задачи курса «Методология и методы педагогических исследований». Основные категории курса.

2. Условия и пути формирования знаний, умений и навыков научно-исследовательской и научно-познавательной деятельности.

3. Методология педагогики: определение, задачи, функции.

4. Философский и общенаучный аспекты методологии науки.

5. Характер соотношения научной и практической деятельности.

6. Типы методологии как науки о методах научного познания.

7. Уровни методологического знания и их характеристика.

8. Основные правила и процедуры исследовательской работы.

9. Методологические категории, характеризующие педагогическое исследование.

10. Средства методологической рефлексии в педагогическом исследовании.

11. Метод исследования: определение, сущность. Место и роль методов исследования в структуре научного исследования.

12. Взаимосвязь предмета и методов исследования. Классификации методов исследования.

13. Общая характеристика методов педагогических исследований. Исследовательские возможности различных методов.

14. Теория познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Единство эмпирического и теоретического в каждом научном исследовании.

15. Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как научного метода.

16. Предмет педагогического наблюдения и виды наблюдений. Средства наблюдения.

17. Выбор предмета наблюдения. Протоколирование наблюдения. Требования к наблюдению и подготовка наблюдателей.

18. Возможности и границы метода наблюдения. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способностей у педагогов к наблюдениям.

19. Обобщение педагогического опыта: индивидуального и массового.

20. Метод эксперимента. Характер и задачи педагогического эксперимента. Планирование эксперимента.

21. Некоторые трудности экспериментирования в педагогике.

22. Естественный и лабораторный эксперименты в педагогических исследованиях.

23. Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в педагогике и его отношение к другим методам исследования.

24. Метод анкетирования. Характеристика анкетирования как метода исследования.

25. Формулировка вопросов анкеты и типы ответов. Виды анкет и их составление.

26. Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования. Ход беседы и ее запись.

27. Анализ содержания педагогических документов. Количественный и качественный анализ документов.

28. Проективные методы.



29. Некоторые способы измерения в педагогических исследованиях.

30. Тесты педагогические. Возможности применения тестов в исследованиях.

31. Признаки тестов: объективность, модальность, стандартизированность.

32. Классификация тестов: тесты достижений, тесты способностей, тесты личности, комплексные тесты.

33. Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процедуре тестирования.

34. Шкалирование. Измерение при изучении социальных отношений.

35. Метод экспериментальной оценки. Использование его в педагогических исследованиях.

36. Характеристика эмпирических методов педагогических исследований.

37. Характеристика теоретических методов педагогического исследования.

38. Диалектическое единство анализа и синтеза, индукции и дедукции.

39. Методы моделирования.

40. Единство логического и исторического в педагогических исследованиях.

41. Применение системы методов в педагогических исследованиях.

42. Выбор методов исследования.

43. Диагностика процессов образования.

44. Мониторинг в образовании, составление его содержания.

45. Инновации, их сущность и характеристика.

46. Функции этапов исследовательской диагностики.

47. Педагогическое обследование.

48. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение.

49. Апробация работы. Апробация исследования – условие истинности результатов.

50. Оформление результатов исследования.

51. Основные виды изложения материалов исследования: научный опыт, доклад, сообщение, статья, рецензия, методические рекомендации и т.д.

52. Цели и задачи научно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.

53. Организация научно-исследовательской деятельности, возможные пути ее осуществления.

54. Характеристика деятельности организатора научно-исследовательской работы в учебном заведении.

55. Методика исследовательской работы в образовательном учреждении.

56. Характеристика основных условий, необходимых для организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях


4786711688238235.html
4786769630978860.html
    PR.RU™