Отбор оптимального содержания

И методов учебно-воспитательного процесса на уроке

Физической культуры

Целеполагание как начальное звено структуры деятельности преподавания (учителя) и компонент технологии учебно-вос­питательного процесса завершилось конкретизацией цели оп­ределенного цикла данного явления. Конкретно и однозначно сформулированная цель цикла технологии позволяет учителю выбрать оптимальные цели содержания и методы преподавания предмета.

Теория и практика оптимальности применительно к педагоги­ческим явлениям и процессам научно обоснована в различных аспектах: предупреждения неуспеваемости школьников, общеди­дактическом, общепедагогическом и др.

Термин оптимальный в данном случае понимается как «наи­лучший для данных условий» с точки зрения определенных кри­териев.

Критерием оптимальности служат эффективность и время ре­шения поставленных задач. Поэтому под оптимизацией учебно-воспитательного процесса подразумевается целенаправленный вы­бор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возмож­ную эффективность решения задач образования и воспитания школьников1.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса — это не ка­кая-то новая форма или метод обучения, это своеобразный прин­цип действий человека2.

Отсюда оптимальные содержание образования, формы орга­низации деятельности учащихся и учителя и методы обучения — те, которые лучше, чем другие, соответствуют конкретизиро­ванным целям циклов учебно-воспитательного процесса по пред­мету.

В практике преподавания одна из составляющих технологии учебно-воспитательного процесса — отбор оптимальных целевой ориентации содержания образования, форм организации взаимо­действия с учащимися, средств воздействия на обучаемых и мето­дов его реализации. Опытные учителя физической культуры ведут эту работу в начале каждого цикла. Отбор оптимальных составля­ющих носит сквозной характер, в связи с чем это относительно самостоятельный компонент технологии учебно-воспитательного процесса.

1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. —
М., 1989. - С. 16.

2 Там же.


Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного

Процесса

Отбор и обоснование оптимальных составляющих дидактиче­ских процессов по предмету «Физическая культура» ведутся в со­ответствии с целью предмета по циклам учебно-воспитательного процесса. Главными факторами при этом должны быть те, на ос­нове которых конкретизированы цели предмета. Ранее (12.2; 12.3) были описаны факторы, на основе или с учетом которых прове­дено целеполагание.



Критериями оптимальности содержания образования по пред­мету «Физическая культура» на уровне функционирования гене­ральной цели могут быть:

- его целостность, соответствие требованиям развития россий­ского общества (чтобы средствами физической культуры реша­лись проблемы социализации подрастающего поколения в усло­виях реформирования экономики и изменения политической ори­ентации страны), удовлетворение потребности учащегося (школь­ника) в физическом совершенствовании;

- соответствие содержания образования возрастно-половым осо­бенностям и физкультурным интересам школьников;

- возможность усвоения в рамках учебного времени, отведен­ного для его изучения;

- отражение международного и национального опыта (сред­ства, формы и методы);

- соответствие содержания образования условиям конкретной общеобразовательной школы (учебно-материальная база, рельеф местности, климат, этническое наследие в области физической культуры и спорта).

Например, в одном из субъектов Федерации, в Южном феде­ральном округе, была разработана, обоснована дифференциро­ванная учебная программа для сельских общеобразовательных школ, расположенных в двух рельефно-климатических зонах, где снег выпадает, но не залегает. Учебные программы обоих вариан­тов были составлены с учетом этнических традиций в области физической культуры и направленности физкультурных интере­сов школьников этого региона.

Описанный подход к содержанию образования в большом мак­роцикле может использоваться для больших мезо- и микроциклов. Однако для малых мезо- и микроциклов нужны другие средства и методы взаимодействия учителя и учащихся. Школьникам со вре­менем надоедают одна и та же манера организации урока, повто­ряющиеся упражнения, приемы построения и перестроения. От­бирая содержание и проектируя структуру очередного микроцик­ла, нужно это учитывать.




На каждом уроке необходимо выделить главные, существен­ные элементы содержания образования: ключевые понятия, пра­вила при формировании знаний; двигательные навыки и умения, составляющие основу техники и тактики игры в спортивных иг­рах, других видах спорта (легкой атлетике, лыжной подготовке, единоборствах, гимнастике и др.).

В процессе этой работы следует использовать возможности меж­предметных связей. Например, в начальных классах значительная учебная информация по физической культуре (раздел знаний) изучается на уроках чтения по родному (русскому), а в нацио­нальных школах — по родному (язык определенной народности) и русскому языкам. В учебных программах по курсу чтения содер­жатся темы «Забота о здоровье», «Наша семья», «Времена года» и др. В учебники для чтения включены сведения о личной гигиене, режиме дня, зимних, осенних и весенних играх и физкультурных забавах. В старших классах в курсах биологии, физики, истории, обществознания содержится учебный материал, который может быть использован учителем на уроках физической культуры.

Выбор форм организации деятельности учащихся связан с оп­ределением целей и задач урока, а также с их соответствием той или иной его части. Учитель исходит из цели и задач урока, его содержания, степени сложности и травмоопасности учебного ма­териала, уровня подготовленности учащихся, возможностей не­гативных и позитивных сторон формы организации, особенно­стей собственной профессиональной подготовленности и дисцип­лины коллектива класса.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково место, значение и функции целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»?

2. Как осуществляется целеполагание в технологии учебно-воспита­тельного процесса по предмету «Физическая культура»?

3. Каков порядок действий учителя в целеполагании?

4. Что должно быть результатом целеполагания в технологии препода­вания предмета «Физическая культура»?

5. Назовите виды целей в технологии учебно-воспитательного про­цесса по физической культуре.

6. Какова сущность отбора и обоснования оптимального содержания и методов реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе? Что подлежит отбору?

7. Назовите критерии отбора оптимальных содержания и методов осу­ществления учебно-воспитательного процесса.

8. Какова процедура отбора и обоснования оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса?


ГЛАВА 13


4783564908686992.html
4783599683624498.html
    PR.RU™